Мне было сложно приступить к статье, потому что о Кибби и его теории написано столько, что сложно придумать что-то ещё.
Поэтому я обрисую свой подход к его теории, расскажу о своём опыте адаптации теории к живым клиентам.
В основе теории лежит сочетание в каждом человеке Инь и Янь, мужского и женского, углов и прямых линий с округлостями.
Теория линий определяет:
- крой. Всё, включая вырезы, рукава, силуэт вещи, длину, подол, лацканы. Сюда же форма обуви, форма сумок. Все эти линии определяются вашей индивидуальной геометрией, длиной рук, ног, длиной шеи, длиной пальцев, кисти, словом, любых костных частей. Два гамина могут быть одеты совершенно по-разному и выглядеть гармонично.
- принты. Точно также, отталкиваясь от геометрии человека, черт лица, их размеров, составляются рекомендации по рисункам.
- аксессуары. И их количество. Классик отлично живёт без деталей или с минимумом украшений, а романтики и гамины могут себе позволить не сдерживаться. Их структура тела состоит как бы из мелких деталей, а не сплошных блоков, как у классика.
- ткани. Хорошо держит форму, струится, драпируется, плотная, тонкая, матовая, рыхлая и прочие характеристики – все они поддерживают «рисунок» человека, костной структуры, силуэта, формы.
Теория очень интересная, однако недостаточно одного прочтения статьи, чтобы начать сходу разбираться, к какому типажу относится тот или иной человек.
В то же время при достаточно глубоком погружении, а у меня такое случилось только в третий раз, когда я приступами осваивала теорию Кибби, уже значительно расширенную с 1982 года, вдруг начинает получаться. Приходит понимание, тонкая костная структура у человека или нет, острота, которая сквозит в чертах, относится к драматику или к игривому гамину. Женственность может быть не только буквальной, «круглой», но и нежной, завуалированной, вызывающей и дерзкой, или очень простой. Без разделения человека на его составные части есть общее ощущение, что ему подойдёт.
Я не всегда использовала теорию Кибби в работе.
В первую очередь, и так остается по сей день, я ориентируюсь на свои ощущения от человека. И сейчас, вне зависимости от того, случается ли моментальное распознавание типажа, я общаюсь с клиентами, в среднем это полчаса – час, выясняя цели и задачи клиента.
Помимо чисто практической информации, вроде «мне нужен строгий гардероб для работы в офисе», за это время я считываю невербальные знаки, как человек двигается, как говорит, смотрит, смеётся. Открытый он или закрытый и чего ему больше хочется в дальнейшем – закрыться ещё больше или открыться, но, с другой стороны.
Чем же тут может помочь теория Кибби?
Предположим, перед нами клиент, который относится к смешанному типу, сочетающий драматику и классику. Вполне возможно, что человек не состоит из этих типажей 50 на 50%, и даже скорее всего это именно так. В нём больше классики, ему больше подходит всё достаточно ровно, скучно, базовое, а человеку хочется драйва, эпатажа, чтобы от самого себя горели глаза. Для него наиболее подходящий вектор - уход в драматик, увеличение остроты образа, углов, эпатажа в одежде. Может ли он уйти, например, в Гамины? Теоретически – может, а практически Гамины это сорванцы, образ гораздо более юный, чем Драматик, и в итоге мы можем получить неадекватно молодящегося взрослого, вместо осознающего свою силу, вес.
Другой пример, человеку сознательно нужно выглядеть адекватно той или иной задаче, например, по работе – выглядеть более взрослым, чем он есть, более представительным, дистанцироваться и закрываться, всё это повод прибегнуть к типизации и приспособить под свои цели неприсущие черты. Другими словами, к какому бы типажу он не относился, мы можем использовать свойства другого типажа, если они играют на нашу задачу.
Как именно применять типирование к человеку?
Всё зависит от вашего способа восприятия:
· восприятие целого (примеряем в первую очередь образ типажа на человека), осторожно, можем перепутать ощущения от личности с впечатлением от внешности;
· далее восприятие деталей или применение геометрии, анализ той самой костной структуры, контура фигуры, черт лица, сложности на границе типажей;
· перебор специфических вещей, подходящих определённым типажам.
Эффективнее всего попробовать все три приёма. Я же чаще всего ориентируюсь именно на восприятие целого.
Еще один интересный момент.
У меня есть клиенты, с которыми я работаю несколько лет. И я наблюдаю такой феномен или закономерность: бывает, что из-за жизненных перемен человек переезжает в другой типаж. Уходит в семью и детей, становится более мягким, плавным, чуть округляется лицо. Да, костную структуру не изменить, но внутреннее смягчение тем не менее находит отражение в изменении внешнего восприятия.
Встречались и обратные ситуации, клиент решался развивать карьеру, работы прибавлялось, вес убавлялся, приходилось становиться более жёстким и человек словно весь делался острее, динамичнее, резче. Внутренний импульс здесь сильнее «природы», если так можно выразиться.
Обобщая своё видение, приведу параллель с оценкой физической формы:
- посмотреть на себя в зеркале, определить «вроде ничего»;
- каждый день взвешиваться, радоваться отвесу в полкило, переживать из-за привеса в 500 гр.
- взвешиваться, четко знать, от каких продуктов заливает, как влияет на вес день цикла;
- взвешиваться и делать основные замеры талии, бёдер, груди, бицепса бедра. Вес может стоять или увеличиваться, при этом плотность тела расти, объёмы уменьшаться.
- ко всему прочему проходить фитнесс тестирование.
Можно оценивать состояние своей физической формы по-разному и любая оценка будет справедливой, в той или иной мере, главный вопрос при этом – для чего она нужна. Если есть необходимость вплотную заняться здоровьем, лучше максимально подробно узнать текущее состояние, хотя бы для того, чтобы определить прогресс, а если такой необходимости нет, т визуальной оценки более чем достаточно.
Возвращаясь к теории Кибби, добавлю, что он всё-таки даёт скорее направление, вектор, а не чёткие образы или даже образцы. Именно поэтому его теория, это теория линий, геометрических фигур, каждая из которых несёт свою ассоциацию: круглое – женственное, квадраты – надёжное, сильное, овалы – среднее, элегантное, острые углы – резкость, драма, энергия.
Я знаю, что многие мои коллеги являются адептами других подходов и не любят, не принимают всякого рода «каталогизацию». Я же считаю, что, если тот или иной инструмент или набор инструментов помогает решать задачи эффективнее, помогает доступнее объяснить клиенту, в чём он будет выглядеть лучше и почему, им надо пользоваться.
Статья для проекта Просто ProStyle.
На фото - типажи Гамин.